Новини, Суспільство

Запорожье вместо 26 электробусов могло бы купить 60 троллейбусов с автономным ходом

Запорожье вместо 26 электробусов могло бы купить 60 троллейбусов с автономным ходом
17.12.2019 19:05

Какой городской транспорт стоило бы покупать Запорожью — электробусы или троллейбусы?

О плюсах и минусах предполагаемых решений запорожской городской власти в авторском материале редактора «Акцента» Александра Чубукина.

Как известно запорожскими городскими властями заявлено о намерении купить первыми в Украине электробусы. В 2020 году наш город должен получить 10 первых машин в рамках киотской программы. При этом частично финансирование ложится на плечи городского бюджета — около 90 миллионов гривен. А в целом стоимость одного электробуса оценивается в 18 миллионов. Но нашим властям этого показалось мало и они решили еще прикупить новой техники — уже в рамках общенациональной программы «Міський громадський транспорт України» , участником которой является КП «Запорожэлектротранс». Проект реализовывается совместно с ЕИБ (Европейский инвестиционный банк) под гарантии государства. Здесь же город хочет купить 26 электробусов и 20 больших автобусов. При этом сумма договора пока не называется, однако очевидно путем несложных подсчетов можно прийти к выводу, что речь может идти о сумме более чем в 500 миллионов гривен (более 20 миллионов долларов).

На мой взгляд, куда более рационально было бы купить на эти деньги новые троллейбусы с автономным ходом. На рынке существуют различные модификации таких троллейбусов — с автономным ходом от 5 до 20 км. Почему?

  1. Цена и количество техники. Троллейбусы с автономным ходом дешевле электробусов более чем в 2 раза. Вместо 26 электробусов при средней цене 18 миллионов гривен можно приобрести порядка 60 троллейбусов с автономным ходом при стоимости 7-8 млн грн. Это позволило бы полностью обновить парк троллейбусов , который находится в самом плачевном состоянии среди техники «Запорожэлектротранса». С учетом той техники, что есть сейчас на балансе, КП смогло бы располагать порядка 80 троллейбусами в хорошем техническом состоянии. На данный момент «Запорожэлектротранс» выводит на линию ежедневно 30-35 машин.
  2. Маневренность и новые направления. Наличие троллейбусов с автономным ходом исключит пробки и остановки техники на маршрутах, которые возникают вследствие обесточивания на линиях. Также это позволит создать новые направления и маршруты. Это могут быть сезонные маршруты, маршруты выходного дня ( Хортица, «Дубовка» и др.) Вариантов может быть много, и это будет уже приятной заботой для власти.
  3. Перспективы рынка и тенденции развития. Город покупает 10 электробусов по киотскому протоколу. Этого количества достаточно, чтобы посмотреть их в деле и оценить эффективность. Технологии в развитии электробусов стремительно развиваются — в части продления работы аккумуляторов и подзарядкой от троллейбусных проводов. В Европе наблюдается тенденция — те города, которые имеют троллейбусные линии, покупают электробусы небольшими партиями. Очевидно — на пробу.
  4. Минусы электробусов. Рассмотрим пример наших северных соседей. Наиболее активно электробусы на своих маршрутах внедряют власти столицы Российской Федерации Москвы — там уже ездит боле сотни электрических машин. Однако опыт Москвы показал один большой минус в такой технике — они много простаивают без работы. Обычно электробусы рассчитаны на автономный ход в 200-250 км и требуют зарядки. В результате по опыту Москвы на конец 2018 года электробусы только 46% времени перевозят пассажиров и 54% простаивают в многочисленных поломках или подзарядках. В случае Запорожья, некоторые автобусные маршруты в городе, где сейчас используются муниципальные автобусы, имеют длину более чем в 20 км в одну сторону. Таким образом за день на таких маршрутах электробус не сможет сделать такое же количество рейсов, как например, автобус или троллейбус. Для электробусов на конечных остановках в Запорожье нужно будет оборудовать подзарядные станции, что ограничит маневренность использования техники и увеличит расходы.
  5. Утилизация батарей. Это еще один минус, по которому пока нет никакой информации. Где аккумуляторы будут утилизировать и во сколько это обойдется бюджету Запорожья.

Читайте новости Запорожья в нашем Telegram: t.me/akzentzp , Twitter и подписывайтесь на канал в Youtube, а также наш Instagram.

17.12.2019 19:05


Об Авторе

Александр Чубукин