Сегодня в Запорожье прошло обсуждение процесса трансформации МВД в современную полицию, а также результаты этих изменений.
В данной встречи приняли участие: Дмитрий Майстро – адвокат, депутат Запорожского областного совета, Сергей Барбашин – ранее работавший в прокуратуре, а также Александр Геращенко – ветеран МВД, подполковник милиции в отставке.
Стоит отметить, что тема реформирования МВД достаточно заполитизированна, тем самым, дальнейшее ее обсуждение вызывает всегда критику с разных сторон. Поэтому важным моментом сегодняшней встречи стал максимальный объективизм в отношении происходящих в структуре правоохранительных органов процессов.

Александр Геращенко считает, что без реформирования судов и прокуратуры реформа МВД не может существенно улучшить криминогенную обстановку в нашей стране, поскольку даже те небольшие успехи «органов», которые есть, нивелируются продажными судами и прокуратурой. Кроме того, правоохранительные органы, как и раньше, остаются очень политизированной структурой и занять высокие руководящие посты хорошим профессиональным нелегко, поскольку они являются предметом политического торга.

А вот Дмитрий Майстро, сфокусировал внимание присутствующих на том, что при реформировании, отбрасывалось не только все плохое из старой системы МВД, но так же и то, без чего уже новой полиции очень сложно. Например, ранее, существовала практика наставничества, когда молодые сотрудники первое время работали вместе со старшими коллегами. Что на данный момент просто невозможно, так как все сотрудники например молодой патрульной полиции — новые. Из-за этого происходит множество проблем, которых могло не быть, если бы им помогали более опытные сотрудники.
Также, Дмитрий подчеркнул, что в первую очередь, в процессе реформирования нужно поставить конечную цель — то, что должно произойти. Какой полиция должна быть после реформы.
Однако, на данный момент, попытки реформирования, лишь негативно повлияли на ситуацию в стране.Увеличивается статистика преступлений.
Дмитрий Майстро заявил, что после массового увольнения работников районных отделов МВД, не прошедших аттестацию, многие одиозные начальники восстановились через суды. Кроме того, управление различных органов полиции стало разбалансированным. В частности, патрульная полиция на местах не подчиняется районным и областным органам внутренних дел, а управляется напрямую из Киева. То же касается и некоторых других служб. В распоряжении начальников райотделов остался только уголовный розыск и следствие. Очень негативно на качество работы повлияла ликвидация такого института как наставничество и стажировка. Раньше подготовка патрульного, который обязательно должен был отслужить в армии, занимала от 6 до 8 месяцев вместе с учебой и стажировкой. Сегодня же патрульный заступает на охрану общественного порядка после 3 месяцев общей подготовки. При этом в напарниках у него не опытный коллега, отслуживший несколько лет, а такой же новичок, как и он сам. Еще одной проблемой является отсутствие понимания того, как должны выглядеть правоохранительные органы после реформы. Кроме патрульной полиции остается большой блок оперативно-следственных служб, и как реформировать эти органы, в министерстве не очень понимают.

Сергей Барбашин считает позитивными два момента. По мнению адвоката, это существенно выросшая заработная плата, которая даже в райотделах составляет порядка 8 тысяч гривен. Еще одним позитивным моментом стала почти полная ликвидация коррупции на самом низком уровне. Однако это не касается высшего управленческого звена. Общим итогом реформ стал отказ от защиты прав рядовых граждан в пользу поиска пути к преодолению коррупции. Общая преступность достигла такого уровня, что людям стало опасно ходить по улицам. Правоохранительная система оказалась неспособной защитить даже себя. Сергей Барбашин приводит примеры дерзких преступлений, совершаемых против судей и прокуроров, оставшихся нераскрытыми. «По поводу координаций между следственно-оперативными группами и новой полицией. Фактически у них идет война друг с другом. Патрульная служба не закрывает, как раньше, глаза на пьяных сотрудников за рулем, что влечет дальнейшее увольнение работника. В связи с этим сотрудники райотделов точат зуб на новую полицию и ставят им палки в колеса при любом удобном случае».
Основным мотивом проведения реформы МВД была борьба с коррупцией. Однако эксперты сходятся во мнении, что погоня за взяточниками отвлекла правоохранителей от защиты простых граждан. Еще одним фактором, существенно влияющим на криминогенную ситуацию в стране является Закон Савченко. В условиях тотальной преступности объявлять такие акты гуманизма несколько преждевременно. По мнению участников пресс-конференции, было бы правильным несколько сместить приоритеты работы правоохранительных органов и предложить им вначале обеспечить безопасность граждан, а потом уже бороться с коррупцией.

